Церковное благочестие и поведение в храме

Церковное благочестие и поведение в храме

Расскажите, пожалуйста, о поведении во время Евхаристического канона: надо ли стоять на коленях и когда необходимо положить земной поклон. Почему в воскресные и праздничные дни земные поклоны отменяются?

Вы уже сами отчасти ответили на свой вопрос: в воскресные и праздничные дни на колени мы не становимся и земных поклонов не делаем (кроме отдельных случаев – например, на вечерне в день Святой Троицы). Почему? По древней церковной традиции, которая одни дни определяет для сугубого покаяния, другие – для сугубой радости. Других общецерковных правил относительно поклонов и коленопреклонений во время Евхаристического канона, насколько мне известно, не существует. Поэтому нужно сообразовываться с местным обычаем, то есть традицией того храма, в котором Вы сейчас находитесь. Причем есть неписаное, но доброе правило, – если наши коленопреклонения или поклоны могут помешать другим людям, лучше воздержаться от них.

Преклонять или нет голову крещеным и постоянным прихожанам во время возгласа «Оглашеннии, главы ваша Господеви приклоните» на Божественной литургии?

Будет не лишним приклонить главы на этот возглас по двум причинам. Во-первых, мы показываем пример оглашенным. Во-вторых, за призывом приклонить главы следует возглас священника: «Да и тии с нами славят пречестное и великолепое имя Твое, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь»,  — это призыв помолиться за оглашенных, который не должны игнорировать крещеные и постоянные прихожане. Кроме того, из контекста ектеньи об оглашенных видно, что призыв преклонить главы для оглашенных — это отдельное напоминание людям, готовящимся к таинству крещения,  а люди церковные должны сами знать, что на возглас священника все верные преклоняют головы.

Слышала, что нельзя надевать яркую одежду и светлые платки во время поста. Так ли это?

Такого писаного правила нет, однако, правомерно следующее рассуждение. В дни поста христианская душа имеет наилучшую возможность стяжать в себе добродетели. Среди них одна из важнейших – смирение. Думается, что христианка, надевшая слишком яркую одежду, предполагает возможность обратить на себя чье-то пристальное внимание. Совместимо ли это с задачей стяжать смирение? Ответ можете дать сами. Впрочем, это не означает, что в дни поста в храм женщины обязаны ходить во всем черном или темном. Попробуйте найти свою меру.

Как правильно затеплить свечу, чтобы не получить замечания от дежурящей у подсвечника?

Просто зажгите свечу, и поставьте на свободное место на подсвечнике, постарайтесь при этом ни кому не мешать, перекреститесь, а если вам сделают замечание, даже и незаслуженное, примите его с миром, тем совершите, хоть и небольшой, но подвиг христианской любви к ближнему. Свечи лучше не ставить во время важных моментов службы; чтения Святого Евангелия и во время Евхаристического Канона, который начинается всенародным пением Символа Веры, а заканчивается также всенародным пением «Отче наш». Свечи в это время не надо ставить потому, что это может вызвать суету и отвлечь окружающих от молитвы, да и самим в эти важные моменты службы надо быть во внимании и сугубо молиться.

Часть женщин не посещает храм из-за нежелания одевать юбки и платки. Другая часть по приходе из храма домой тут же переодеваются в «удобную» одежду – брюки. И лишь малая часть православных женщин носит женскую одежду. Объясните, пожалуйста, так ли уж важно, во что одета женщина и покрыта ли ее голова платком?

В любой мирской организации  есть свои традиции, касающиеся формы одежды. Также и в любой без исключения группе людей. Эти традиции могут быть достаточно свободными, но они есть всегда и везде, хотя бы как общее направление или границы общепринятого.  Есть такая традиция и среди людей церковных – женщины ходят в юбке и молятся с покрытой головой. Если кто-то не хочет ее соблюдать, из храма за это не выгоняют, но тем самым женщина демонстрирует свое неуважение к храму и к другим людям, которые дают себе маленький труд для того, чтобы следовать принятым в Церкви обычаям. А польза обычая, на мой взгляд, в том, что женщина в юбке, при прочих равных, выглядит скромнее.

Можно ли зажигать на кладбище церковные свечи?

Можно, но делать это надо с молитвой об усопших, чтобы свеча, символ нашей молитвы, не превращалась в украшение на могиле. Большая польза будет верующему, если он придет на Радоницу (первый день поминовения усопших на Пасху) на кладбище и помолится о своих усопших родственниках, и, конечно, при этом можно зажигать свечи.

Изображение крестного знамения – неотъемлемая часть богослужения. Но зачем его совершать столько раз? Неужели человек, который совершит за ектеньей 50 крестных знамений, получит благодати больше, чем тот, кто 1 раз благоговейно перекрестится?

Крестное знамение – это такое действие, которое совершается человеком не столько по обязанности, сколько по потребности. Если и существует устав о крестных знамениях и поклонах, то он в первую очередь составлен для того, чтобы в Церкви все действия совершались благочинно, а не кому как вздумается. Поэтому и назначено одно крестное знамение на одно прошение ектеньи, а поскольку в ектеньях редко бывает более чем по 12 прошений, то и крестных знамений при одной ектенье по уставу никак не может быть 50. Человек церковный и трезвомыслящий не «зарабатывает» благодать, а старается, не впадая в крайности, придерживаться принятых в Церкви правил. Но если кто-то устава не соблюдает, то церковные порядки в этом не виноваты.

Как различать, в каких ситуациях можно проходить между Царскими вратами и центральным подсвечником, а в каких нельзя? Или нельзя категорически? Перед Причастием порой не получается с детьми пройти как положено – справа. А в то время, когда нет службы, тоже нельзя проходить?

Нельзя ходить между священником и престолом, то есть, во время полиелея или молебна, когда Царские врата открыты, а священник стоит на середине храма. Подсвечник тут не причем. Просто перед Царскими вратами, а тем более, если они открыты, надо вести себя особенно благоговейно, проходя, креститься и кланяться, не поворачиваться спиной. Еще надо сказать, что во время службы хождение вообще не приветствуется, тем более, у амвона, так как это отвлекает верующих и духовенство от службы. С какой стороны подходить к Чаше, значения не имеет. Народ подходит справа для соблюдения порядка, чтобы не возникло давки. Детей стараются причастить первыми, поэтому нет ничего страшного, если подойти с младенцем с левой стороны, главное, чтобы не получилось давки.

В субботу и воскресенье земных поклонов не положено. Можно ли поклониться до земли Святым Дарам, выносимым для причащения верующим?

Святым Дарам в этом случае следует совершить земной поклон. Желательно сделать это благоговейно, без суеты, при этом никого не толкнув.

Я заметила, что многие перед исповедью поворачиваются к остальным исповедующимся и кланяются со словами «Простите». Как к этому относиться?

Относиться к этому спокойно, ведь мы стремимся подойти к таинству Евхаристии в мире со всеми и со своей совестью. Можно ответить негромко, чтобы не нарушать благолепия службы: «Бог простит. И меня простите».  Но это не обязательно, главное, чтобы в сердце был мир.

Можно ли разбавлять крещенскую воду (если она кончается) обычной водой?

Да, можно.

Что делать, если испортился артос?

Если испортился артос или просфора, то их полагается сжечь, а пепел и угли высыпать в непопираемое место: в реку или в лесу под дерево подальше от дороги. Благочестивые христиане так же поступают и с бумажками или пакетами от просфор. Складывают их в отдельное место, а при случае, например, когда едут на дачу, там сжигают, а с пеплом поступают так, как было сказано выше.

Собираясь к Причастию годовалый малыш разбил губу (до крови). Где-то слышали, что с кровавыми ранами нельзя ходить в храм, где не должно проливаться никакой крови кроме Христовой. В тот день мы не понесли его к Чаше. Правильно ли мы поступили?

Вы совершенно верно слышали, что в православном храме не должна проливаться никакая кровь, потому что в нем совершается великое таинство Евхаристии. Поэтому в православные храмы нельзя вносить мясные продукты. А если, допустим, у кого-нибудь из прихожан во время службы пойдет кровь из носа, то он должен выйти из храма и постараться остановить кровотечение, после чего он может опять зайти в храм и молиться. Если рана не кровоточит или забинтована, как полагается, то с ней можно приходить в храм. Надеюсь, что ваш малыш не сильно ударился, и кровь шла недолго. Правильно ли вы поступили, оставшись с малышом дома? Это решать родителям, и сказать, как правильно, а как неправильно в этом случае нельзя – родителям виднее, они видят эмоциональное состояние своего ребенка и примут правильное решение. Можно добавить, что, по-видимому, препятствий для посещения храма и приобщения Святых Христовых Таин в вашем случае нет.

За свечным ящиком принимаются денежные пожертвования на нужды храма. Можно ли также передать пожертвования в виде серебряных украшений, украшений из поделочных камней? Или с этим необходимо подходить к священнику для разрешения?

Подойти для разрешения надо. Вопрос вот в чем. Пожертвование хорошо тем, что его можно применить для нужд Церкви. Деньги можно употребить на оплату света и тепла, ремонт и обустройство храма. Для того чтобы использовать серебряные и другие украшения, их надо будет продать. Но это уже дополнительный труд, который в храме выполнять просто некому. Похвальное желание сделать пожертвование в храм должно сообразовываться с пониманием этого.

В нашем храме я набрала большую бутыль святой воды, присела на лавочку, а воду поставила на пол. Мне сказали, что это является грехом, на пол ставить нельзя. Так ли это?

При необходимости, в храме — можно, а вот дома лучше, конечно,  проявлять должное благоговение к святой воде.

Батюшка, можно ли иконы размещать во всех комнатах, или только в одной?

Да, конечно, можно размещать иконы не только в одной комнате. Например, хорошо иметь икону на кухне, для молитвы перед и после трапезы.

У меня накопилось много бутылочек от лампадного масла. Как мне с ними поступать?

Их можно выбрасывать, предварительно сняв этикетку.

Просфору и святую воду утром принято принимать натощак. А как быть, если поздно вернулся домой и ел уже после 12 ночи?

Строгое воздержание от пищи с полуночи для здоровых христиан является обязательным только в отношении подготовки к Святому Причастию. Поэтому, встав утром от сна, можно принимать просфору и святую воду, несмотря на то, что пришлось поужинать после 12 часов ночи. Это только НЕ означает, что можно, всю ночь проведя за столом в пьянстве и чревоугодии, наутро без сомнения вкушать эти святыни.

Обязательно ли во время домашней молитвы женщине покрывать голову?

Вот мнение на этот счет Апостола Павла: «не муж создан для жены, но жена для мужа. Посему жена и должна иметь на голове своей знак власти над нею для Ангелов» (1 Кор. 11, 9-10). Поскольку сказано, что знак нужен для Ангелов, т.е. тогда, когда ее никто кроме Ангелов не видит, то значит не только в храме, но и дома должно женщине на молитве покрывать голову.

Действительно в день Крещения Господня можно пить крещенскую воду не натощак?

Типикон (Устав) Православной Церкви так свидетельствует о святой Богоявленской воде: «Да будет известно всем о святой воде: некоторые, отлучая себя от святой воды из-за вкушения пищи, не хорошо делают, ибо она дана благодатью Божией на освящение мира и всего творения. Поэтому во всяких местах и даже в нечистых и всюду кропится, и под ногами нашими. И где же рассуждение у тех, что не пьют ее? Но знайте, что не из-за вкушения пищи в нас бывает нечистота, но от скверных дел наших, очистившись от них, пьем без сомнения эту святую воду» (Типикон, гл. 48 — месяцеслов, 6 января, 1-е «зри», перевод с церк. слав. – мой, о. Д.Т.).
Значит, в Сочельник и в самый день Богоявления пьем святую Богоявленскую воду даже и не натощак. Необходимым же условием является, как видим, очищение совести.

Можно ли ходить и разговаривать в храме во время Херувимской? Если нет, как правильно сказать об этом незнающим людям?

Первый вопрос чисто риторический. Ответ на него очевиден: нельзя. Однако объяснить это «незнающим людям» не так просто, как кажется.
Хождение по храму во время богослужения бывает по разным причинам. Например, человек зашел в храм просто поставить свечку. Он может вообще не обращать внимания на церковную службу. Ему указывать на неподобающее поведение практически бесполезно, у него, как правило, свое представление о благочестии, и менять его он не будет. Другой случай связан с неспособностью человека продолжительное время стоять на месте. Причина тому – повышенная двигательная активность, особенно проявляющаяся у детей. Останавливать таких тоже малоэффективно. К тому же, детьми преимущественно должны заниматься их родители. Некоторые случаи хождения по храму в это время вообще могут быть простительны.
Кроме того, надо понимать что, всякий разговор во время службы, даже из благочестивых намерений, только добавит беспорядка. И самое главное: вразумлять «незнающих людей» посредством слова не есть дело таких же, как они прихожан, но дело служителей храма. Самым лучшим для прихожанина будет смотреть за собой и подавать в этом добрый пример другим.

Как правильно верующему человеку можно отметить свой день рождения?

Для верующего православного христианина из всех личных праздничных дней первейшим является день памяти его небесного покровителя — того святого, чье священное имя он носит. В этот день надо бывать в храме, исповедоваться и причащаться Св. Христовых Тайн. Хорошо еще вспоминать день своего крещения – день духовного рождения в вечную жизнь.
Конечно, не возбраняется отмечать и свой день земного рождения. И хотя в этот день уже не обязательно быть на службе в храме и причащаться, однако такое усердие может быть похвальным.
Другое дело, если вопрос заключается в том, как достойно отметь этот день с родственниками и друзьями? Конечно, может быть и застолье и веселье, однако все это должно иметь свою меру (в особенности что касается количества алкоголя), по возможности должно начинаться и завершаться общей молитвой, сопровождаться взаимоуважительной беседой без многословия и суесловия. Должно также избегать разгорячающих и буйных музыки и танцев.
Особое дело, когда день рождения приходится на пост. Если день этот попадает на круглую дату, когда необходимо приглашение гостей, то очевидно придется перенести празднование на время после поста. Когда приглашение гостей не предполагается, то в семейном кругу можно отметить день рождения и по постному.

Освящают ли на Троицу березовые ветки? И почему в этот день храм украшен березами?

Обычай украшать в день Св. Троицы храмы Божии зелеными ветвями и цветами пришел к нам из Ветхозаветной Церкви, в которой в день Пятидесятницы (т.е. на 50-й день после Пасхи) должно было приносить Богу благодарственную жертву от плодов земных и украшать свои дома свежей зеленью. Сообразно с этим обычаем могла быть украшена Сионская горница, в которой апостолы в этот день приняли Святого Духа. Кроме того, свежая зелень ветвей напоминает нам о Мамврийском дубе, под которым стояло жилище Патриарха Авраама, сподобившегося под видом трех Ангелов лицезреть и поклониться Святой Троице. День Св. Троицы считается днем рождения самой Церкви Христовой, и зеленеющие ветви и цветы служат символом этой Церкви, которая благодатию Святого Духа обновляется, живет и цветет как эта весенняя зелень.
Березовые ветви в день Святой Троицы не освящаются особым чином и не окропляются святой водой, т.к. являют собой только украшение Храма. Но можно ради памяти об этом дне от одного до другого праздника Троицы благоговейно хранить у себя дома в достойном для этого месте засушенную веточку березы с букетиком цветов.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.