Как подготовиться к исповеди

Исповедь (покаяние) — одно из семи христианских Таинств, в котором кающийся, исповедующий свои грехи перед священником, при видимом прощении грехов (чтении разрешительной молитвы), невидимо разрешается от них Самим Господом Иисусом Христом.
Таинство это установлено Спасителем, сказавшим Своим ученикам: «Истинно говорю вам: что вы свяжете на земле, то будет связано на небе; и что разрешите (развяжете) на земле, то будет разрешено на небе» (Евангелие от Матфея, гл. 18, стих 18). И в другом месте: «Примите Духа Святого: кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся» (Евангелие от Иоанна, гл. 20, стихи 22-23). Апостолы же передали власть «вязать и разрешать» своим преемникам — епископам, которые в свою очередь при совершении Таинства рукоположения (священства) передают эту власть священникам.
Святые отцы называют покаяние вторым крещением: если при крещении человек очищается от власти первородного греха, переданного ему при рождении от наших прародителей Адама и Евы, то покаяние омывает его от скверны собственных грехов, совершенных им уже после Таинства Крещения.
Для того, чтобы Таинство Покаяния совершилось, со стороны кающегося необходимы: осознание своей греховности, искреннее сердечное раскаяние в своих грехах, желание оставить грех и не повторять его, вера в Иисуса Христа и надежда на Его милосердие, вера в то, что Таинство Исповеди имеет силу очистить и смыть по молитве священника чистосердечно исповеданные грехи.
Апостол Иоанн говорит: «Если говорим, что не имеем греха, — обманываем самих себя, и истины нет в нас» (1-е Послание Иоанна, гл. 1, стих 7). В то же время от многих приходится слышать: «Я не убиваю, не ворую, не прелюбодействую, так в чем же мне каяться?» Но если мы внимательно познакомимся с Божиими заповедями, то обнаружим, что грешим мы против многих из них. Условно все прегрешения, совершенные человеком, можно разделить на три группы: грехи против Бога, грехи против ближних и грехи против самого себя.
ГРЕХИ ПРОТИВ БОГА
 Неблагодарность Богу.
 Неверие. Сомнение в вере. Оправдание своего неверия атеистическим воспитанием.
 Вероотступничество, малодушное молчание, когда хулят веру Христову, неношение нательного креста, посещение различных сект.
 Упоминание имени Божия всуе (когда имя Бога упоминают не в молитве и не в благочестивом разговоре о Нем).
 Клятва именем Господа.
 Ворожба, лечение у бабушек-шептуний, обращение к экстрасенсам, чтение книг по черной, белой и прочим магиям, чтение и распространение оккультной литературы и различных лжеучений.
 Мысли о самоубийстве.
 Игра в карты и прочие азартные игры.
 Невыполнение утреннего и вечернего молитвенного правила.
 Непосещение храма Божьего в воскресные и праздничные Дни.
 Несоблюдение постов в среду и пятницу, нарушение других постов, установленных Церковью.
 Неусердное (некаждодневное) чтение Священного Писания, душеполезной литературы.
 Нарушение обетов, данных Богу.
 Отчаяние в трудных ситуациях и неверие в Промысел Божий, опасение старости, нищеты, болезни.
 Рассеянность на молитве, мысли о житейском во время богослужения.
 Осуждение Церкви и ее служителей.
 Пристрастие к различным земным вещам и удовольствиям.
 Продолжение греховной жизни в одной надежде на милосердие Божие, т. е. чрезмерное упование на Бога.
 Пустая трата времени на просмотр телепередач, на чтение развлекательных книг в ущерб времени для молитвы, чтения Евангелия и духовной литературы.
 Утаивание грехов на исповеди и недостойное причащение Святых Тайн.
 Самонадеяние, человеконадеяние, т. е. излишняя надежда на собственные силы и на чью-то помощь, без упования на то, что все в руках Божиих.
ГРЕХИ ПРОТИВ БЛИЖНИХ
 Воспитание детей вне христианской веры.
 Вспыльчивость, гнев, раздражительность.
 Высокомерие.
 Лжесвидетельство.
 Месть.
 Насмешливость.
 Скупость.
 Невозвращение долгов.
 Неуплата за труд заработанных денег.
 Неоказание помощи нуждающимся.
 Непочитание родителей, раздражение их старостью.
 Непочтение к старшим.
 Неусердие в своей работе.
 Осуждение.
 Присвоение чужого — воровство.
 Ссоры с соседями и ближними.
 Убийство своего ребенка во чреве (аборт), склонение других к совершению убийства (аборта).
 Убийство словом — доведение человека клеветой или осуждением до болезненного состояния и даже до смерти.
 Употребление спиртного на поминках усопших вместо усиленной молитвы за них.
ГРЕХИ ПРОТИВ САМОГО СЕБЯ
 Многословие, пересуды, празднословие.
 Беспричинный смех.
 Сквернословие.
 Самолюбие.
 Делание добрых дел напоказ.
 Тщеславие.
 Желание обогатиться.
 Сребролюбие.
 Зависть.
 Ложь.
 Пьянство, употребление наркотиков.
 Чревоугодие.
 Любодеяние — разжигание блудных помыслов, нечистые желания, прикосновения, просмотр эротических фильмов и чтение подобных книг.
 Блуд — физическая близость лиц, не связанных узами брака.
 Прелюбодеяние — нарушение супружеской верности.
 Блуд противоестественный
Хотя вышеперечисленные грехи условно разделены на три части, в конечном счете — это все грехи и против Бога (т. к. преступают Его заповеди и тем самым оскорбляют Его), и против ближних (т. к. не дают раскрыться истинным христианским отношениям и любви), и против себя (т. к. препятствуют спасительному устроению души).
Как подготовиться к исповеди
Желающий принести перед Богом покаяние в содеянных грехах должен подготовиться к Таинству Исповеди. К исповеди нужно приготовиться заранее: желательно прочесть литературу, посвященную Таинствам Исповеди и Причащения, вспомнить все свои грехи, можно выписать их на отдельный листок, чтобы перед исповедью просмотреть его. Иногда листок с перечисленными грехами отдают на прочтение духовнику, но о грехах, которые особенно тяготят душу, нужно рассказать вслух.
Не нужно рассказывать духовнику длинных историй, достаточно изложить сам грех. К примеру, если вы находитесь во вражде с родственниками или соседями, не нужно рассказывать, что стало причиной этой вражды — необходимо покаяться в самом грехе осуждения родных или соседей. Богу и духовнику важен не список грехов, а покаянное чувство исповедуемого, не детальные рассказы, а сокрушенное сердце.
Нужно помнить, что исповедь — это не только осознание собственных недостатков, но прежде всего — жажда очиститься от них. Ни в коем случае недопустимо оправдание себя — это уже не покаяние! Старец Силуан Афонский так объясняет, что такое настоящее покаяние: «Вот знак прощения грехов: если ты возненавидел грех, то простил тебе Господь грехи твои».
Хорошо выработать привычку каждый вечер анализировать прошедший день и приносить ежедневное покаяние перед Богом, записывая серьезные прегрешения для будущей исповеди у духовника. Необходимо примириться с ближними и попросить прощения у всех, кого обидели. Подготавливаясь к исповеди, желательно усилить свое вечернее молитвенное правило чтением Покаянного канона, который находится в православном молитвослове.
Чтобы исповедоваться, необходимо узнать, когда в храме происходит Таинство Исповеди. В тех храмах, где служба совершается каждый день, каждый день совершается и Таинство Исповеди. В тех же храмах, где нет ежедневной службы, нужно предварительно ознакомиться с расписанием служб.