Подготовка к Таинству Крещения

СОХРАНЯЯ И РАЗВИВАЯ ТРАДИЦИИ

Если Вы решили принять Таинство Крещения

или крестить своего ребенка

«Итак, идите, научите все народы,

крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа…»

(Евангелие от Матфея 28:19)

Для желающих принять Таинство Крещения в соответствии с решением епархиального совета и по благословению епископа Кинельского и Безенчукского Софрониявводится следуюi7B4n2Xf_800x800щий порядок совершения Крещения во всех храмах Кинельской епархии:

  1. Крещение взрослых осуществляется только после специальной подготовки.
  2. Крещение детей осуществляется только после прохождения соответствующей подготовки их родными и будущими крестными родителями.
  3. Без предварительной подготовки Крещение как взрослых, так и детей может быть совершено в исключительных случаях. Недопустимо совершения Таинства Крещения над взрослыми людьми, которые, не зная основ веры, отказываются готовиться к участию в Таинстве.
  4. Подготовка к Крещению включает в себя:

a)   две огласительных беседы или индивидуальная беседа со священником;

b)   чтение Евангелия;

c)    знакомство с Православным Символом Веры;

d)    исповедально-доверительную беседу со священником (для взрослых).

Решение епархиального совета Кинельской Епархии означает, что принять таинство Крещения в приходах Епархии невозможно без специальной подготовки, которая включает в себя огласительные беседы. Что же это такое?

Термин «огласительные беседы» происходит от слова «голос»: «придать огласке», «огласить». Этим термином в Церкви называются такие беседы, в которых раскрывается содержание православного вероучения о Боге и Церкви, разъясняется суть и смысл Православной веры, обязанности христианина и многое другое. Крещение – это ответственный выбор в жизни, и его надо делать с открытыми глазами. Иногда человек крестится и не знает, во что крестится, не посвящен в элементарные вопросы церковной жизни.

  В древности подготовка к Крещению длилась несколько месяцев, а иногда и лет! В то время Крещение людей было событием общецерковным и совершалось с большим торжеством всего лишь несколько раз в году накануне больших церковных праздников. Все желающие заранее записывались в определенные списки и с этого времени назывались «оглашенными». В определенное время все оглашенные испытывались в твердости и понимании решения стать христианином. Если человек испытания не выдерживал, то не допускался до Крещения, и оно откладывалось на другое время.

Еще одним важным условием для Крещения было наличие «поручителя» – христианина, который засвидетельствует перед Церковью о том, что оглашенный живет по-христиански; в противном случае Крещение тоже откладывалось, но теперь уже до покаяния и исправления оглашенного. В последующем этот поручитель становился восприемником (т.е. крестным).

Восприемник (или крестный) является свидетелем и поручителем за серьезность намерения и за правую веру крещаемого. На него возлагается обязанность заботиться о духовном и нравственном воспитании крестника. В случае необходимости восприемник должен оказывать покровительство своим крестникам и даже брать их на свое попечение.

В древней Церкви преобладающим было Крещение взрослых, но со временем в жизнь Церкви вошел обычай крестить и младенцев. Крещение же взрослых постепенно становилось все более редким явлением, и вместе с ним отходила на второй план практика огласительных бесед – необходимость в оглашении отпадала, ведь младенцу объяснять что-то еще рано, а родители и крестные сами были христианами, воспитанными в традициях и обычаях Церковных, хорошо знавшими и события Священной Библейской истории, и обязанности христианина, разбиравшимися в богослужении и имевшими большую молитвенную практику. Именно от своих родных и крестных родителей ребенок учился вере и церковному благочестию. Таким образом, огласительная практика Церкви постепенно в большей мере стала восприниматься, как забота восприемников – крестных отца и матери. В Русской Православной Церкви такое положение дел существовало вплоть до XX века.

После переворота 1917 года новая власть развернула открытые и кровавые гонения на всех инакомыслящих, и в особенности на Церковь. Если человек приходил в храм креститься в советское время – это был уже подвиг, и по одной только этой причине ему не отказывалось в Крещении. Огласительной практики в советские годы не существовало – она была просто физически невозможна. И в результате через несколько десятилетий наш народ утратил представление о содержании Православной веры, о традициях и обрядах Церкви, утерял навык проживания веры в быту; зато привык к мысли: для того чтобы креститься, достаточно просто прийти в храм. Но теперь, как видим, это совсем не так.

Из всего сказанного становится понятным, что необходимость подготовки к Крещению – это вовсе не нововведение, как думают некоторые, а возрождение обычного положения дел в Церкви. Изменилась ситуация, изменились условия, и пришло время обратиться к опыту огласительной практики древней Церкви.

Если вернуться к истории, то требование обязательной подготовки к Крещению закреплено в решениях Вселенских Соборов. Второе правило 1 Вселенского Собора гласит: «…и оглашенному потребно время и до крещения дальнейшее испытание». 46 правило Лаодикийского Собора требует не просто обучать людей вере, но и постоянно проверять, правильно ли они ее усваивают: «Крещаемым должно изучать веру и в пятый день седмицы давати ответ епископу или пресвитерам».

И сегодня не подвергается сомнению необходимость оглашения перед Крещением всех взрослых, а также нецерковных родителей и крестных перед  Крещением детей. 27 декабря 2011 года на заседании Священного синода РПЦ было утверждено положение «О религиозном и катехизическом служении в Русской Православной Церкви», в котором однозначно говорится: «Недопустимо совершение Таинства Крещения над взрослыми людьми, которые, не зная основ веры, отказываются готовиться к участию в Таинстве».

В настоящее время отделом образования и катехизации Кинельской епархии РПЦ МП разработан комплект методических пособий по подготовке к Крещению.  Все желающие могут ознакомиться с ними на сайте voskresnaya.ru Очень хочется надеяться, что возрожденные требования к подготовке принятия Таинства Крещения будут правильно поняты и приняты общественностью.

Есть возможность дистанционного прохождения огласительных бесед. Для этого необходимо зарегистрироваться на сайте Воскресной школы он-лайн и пройти предлагаемый Вам курс.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.